Главная » Статьи на автомобильную тематику » Разница между газовыми и масляными амортизаторами (стойками), какой выбрать?

Разница между газовыми и масляными амортизаторами (стойками), какой выбрать?

Разница между газовыми и масляными амортизаторами (стойками), какой выбрать?
Статьи на автомобильную тематику
Изображения взяты с публичных источников.
Запрещено копирование без указания авторства.
2 899
0
В данной статье пойдет речь о том, какая же на самом деле разница между газовыми и масляными амортизаторами, как их в простонародии называют "стойками" и какой выбрать амортизатор, в зависимости от вашего стиля езды и автомобиля. В течение многих лет велась дискуссия о том, какой тип амортизатора лучше. Хотя для более современных автомобилей обычно используют только газовые амортизаторы, потому что у них есть одно большое преимущество перед масляными — они безопаснее.
Чтобы хорошо понять, в чем реальная разница между газовым и масляным амортизатором, вам нужно обратить внимание на две основные вещи: для чего он нужен и какова сила амортизация. Я буду использовать в основном простой и разговорный язык, чтобы облегчить понимание.

Что такое амортизатор?


Амортизатор — это элемент, который гасит вибрации, вызванные силами, действующими на автомобиль, и исходящими от двух источников, таких как поверхность дороги (выбоины и ямы) и движение транспортного средства (поворот, торможение, ускорение). Это разделение важно, потому что по сути два источника генерируют разные вибрации.

Движение по неровной дороге создаёт вибрацию. Это внезапная сила, которая полностью поглощается пружинным элементом и, следовательно, колеса относительно транспортного средства успокаивается амортизатором. На профессиональном жаргоне мы говорим о работе быстродействующего амортизатора. Смысл в том, чтобы как можно быстрее освободить колесо от вызываемых им вибраций после наезда на неровность, чтобы обеспечить максимально долгое и прочное сцепление колеса с землей.

Ситуация иная, когда автомобиль выполняет маневры, особенно один за другим, или проезжает часть дороги с длинным, но плавным поворотом, который снижает или увеличивает вес транспортного средства. Тогда вибрирует не столько колесо, сколько весь автомобиль. Речь идет тогда о низкой скорости амортизатора. Как и в случае с неровностями, пружинные элементы также играют основную роль, а амортизаторы предназначены для смягчения движения всего транспортного средства по отношению к колесам.

Чтобы было ясно, две описанные выше ситуации не являются независимыми друг от друга и между ними нет абсолютно никакой границы. Очень редко амортизатор работает только в диапазоне низких или высоких скоростей, потому что одно влияет на другое. Когда автомобиль проезжает неровный участок дороги, амортизаторы работают в основном в диапазоне высоких скоростей, однако излишние неровности могут привести к раскачиванию автомобиля, что также означает амортизацию на низких скоростях.

Вторым важным фактором является демпфирующая сила, которую также можно назвать демпфирующей эффективностью. Это способность амортизатора максимально быстро подавлять вибрации — будь то автомобиль или колесо. Мы часто говорим о жесткости амортизатора, и на практике все дело в демпфирующей силе, потому что у неё нет такой характеристики, как жесткость, а есть только у пружин. Тот факт, что, нажав на автомобиль, вы не можете его раскачать, не из-за жесткости, а из-за эффективности демпфирования.

Однако верно, что с амортизаторами с более высокой демпфирующей силой в определенных ситуациях автомобиль чувствует себя жестко, поскольку амортизатор быстро успокаивает раскачивание кузова и заставляет колесо прилипать к дороге, поэтому вы больше чувствуете неровности. С другой стороны, чем ниже сила демпфирования, тем выше комфорт езды. Затем ощущается мягкая езда по кочкам и раскачивание, что не всем нравится. Однако за все приходится расплачиваться. Чем ниже демпфирующая сила, тем дольше длятся колебания, они больше, и последовательные факторы, вызывающие эти колебания, могут вызвать их превышение.

Например, автомобиль, объезжающий препятствие, делает три противоположных поворота. Это означает, что каждый раз он раскачивается в другом направлении. Если амортизаторы обладают высокой демпфирующей силой в диапазоне низких скоростей, они хотя бы частично успокаивают раскачивание после первого поворота, перед вторым, а затем и после третьего. Амортизаторы с малой демпфирующей силой этого сделать не могут, и после второго поворота автомобиль может настолько раскачиваться, что будет сложно выполнить третий манёвр.
То же самое и с демпфированием на высокой скорости. После столкновения с неровностью колесо вибрирует, и если неровности возникают одна за другой, каждая последующая заставляет колесо вибрировать еще сильнее с низкой демпфирующей силой. Через некоторое время колесо может совершенно неконтролируемо двигаться по отношению к дороге и, таким образом, оторваться от дороги на слишком долгое время, что может быть опасно, если вам нужно будет выполнить какой-либо манёвр. Более того это может быть удивительно, если вы быстро едете по дороге с выбоинами, вы почувствуете больший комфорт с амортизаторами с так называемой жесткой характеристикой.

Отличия газового амортизатора от масляного


На этом этапе, если вы поняли вышесказанное, вы также легко поймете, чем отличаются газовые и масляные амортизаторы друг от друга. Мы не будем здесь останавливаться на подробной конструкции обоих типов, потому что это не имеет значения. Важна суть действия. Что ж, традиционный масляный амортизатор имеет внутри рабочую жидкость — масло, отвечающее за гашение колебаний. Это масло переливается через клапаны, и, как известно, жидкость имеет определенную плотность, поэтому этот перенос происходит не очень быстро. В газовом амортизаторе тоже есть масло и происходит то же самое, но второй тип рабочей среды — газ высокого давления. Он не смешивается с маслом, а заполняет отдельную камеру, вызывая гашение колебаний поршня в амортизаторе, действуя как газовая подушка — чем больше давление на нее, тем тяжелее становится. Основное и фактически единственное существенное преимущество газового амортизатора перед масляным в том, что газ реагирует на вибрации быстрее, чем масло — проще говоря: газ сжимается эффективнее, чем масло заливается через клапаны. А это, в свою очередь, означает, что газовые амортизаторы лучше работают в диапазоне высоких скоростей, потому что именно этот диапазон отвечает за газовую часть амортизатора вместе с масляной частью.
Что это значит на практике? Если вы едете по неровной дороге с ямами и неровностями, газовый амортизатор более эффективно гасит вибрации. Следовательно, во всевозможных текстах о разнице между газовыми и масляными амортизаторами вы найдете информацию о том, что газ тяжелее. Что, конечно, можно считать ошибкой, но это так. С другой стороны, масляный амортизатор не гасит эти колебания или, по крайней мере, не так эффективно, что делает автомобиль более комфортным. Это не совсем так, потому что при большей неровности создается впечатление, что в подвеске есть люфт, и на практике колесо отрывается от дороги и ударяется о нее. А поскольку масляный амортизатор в меньшей степени способен гасить вибрации и заставляет колеса отрываться от дорожного покрытия, то при торможении или повороте, или даже при ускорении, мы получаем меньшее сцепление с дорогой. Это, в свою очередь, означает более низкий уровень безопасности, но более высокий уровень комфорта.

Для чего нужен газовый и масляный амортизатор?


Хотя кажется очевидным, что газовые амортизаторы лучше, маслом наполненные амортизаторы все же тоже нужны. Конечно, не в легковых автомобилях — здесь, по возможности, стоит использовать газомасляные технологии. Если у вас есть старый внедорожник, которым вы пользуетесь каждый день, стоит добавить немного денег на это решение. И здесь стоит подчеркнуть, что газомасляные амортизаторы явно дороже. Столь большая разница в цене — результат более сложной конструкции газонаполненных амортизаторов. Такие амортизаторы также склонны к повреждению и полностью выходят из строя, например, при утечке. Они изнашиваются быстрее масляных и мгновенно теряют свои свойства с нулевым значением. Именно здесь проявляется преимущество масляных амортизаторов, которые до сих пор используются в коммерческих и внедорожных автомобилях, где эффективность демпфирования не так важна, как долговечность и способность работать даже в самых сложных условиях.

Хотя мы установили, что газовый амортизатор безопаснее масляного, разница тем больше, чем больше легковых автомобилей мы обсуждаем. Будь то грузовик, внедорожник или тяжелый вездеход, разница менее важна по простой причине — это более тяжелые автомобили. Вес также определяет эффективность демпфирования. И стоит отметить, что на масляных амортизаторах ездить не только дешевле, но и безопаснее, если машина сильно загружена, ведь при внезапном выходе из строя газового амортизатора он просто перестает работать.


Обсудить (0)